на основе разбора домашних заданий участников курса
Разбор ДЗ по Модулю 1: С чего начать выбор каналов продвижения?
Этот практический модуль поможет вам перейти от работы с обширной аудиторией к глубинному пониманию собственной ЦА (целевой аудитории), научиться формулировать ценностное предложение для своего социального проекта, а также понять и сформулировать свои первые бизнес- и маркетинговые цели.
Что важно отработать на практике:
Постановку и разбор целевых сегментов своего проекта (выбрать 1-2 ключевых сегмента вместо попытки охватить “всех”)
Глубину анализа — понимать не только что делает клиент, но что он при этом чувствует (пройти клиентский путь)
Финансовый фокус — связать анализ ЦА с конкретными бизнес-целями
Типовые ошибки при выполнении практических заданий
1. Цели без конкретики и финансовой привязки
Пример 1:
«Увеличить число подписчиков в сообществе ВКонтакте для привлечения новых клиентов и продвижения проекта».
В чем проблема: Участник тратит время и силы на создание контента, запускает розыгрыши для привлечения подписчиков и радуется, когда счетчик растет.
Вопросы, которые стоит себе задать в этой ситуации
Вопрос 1: Эти подписчики — точно мои потенциальные клиенты?
Реальная ситуация: В группу центра досуга для пожилых могут прийти 200 студентов из других городов, которым просто понравился опубликованный мем. Это 200 человек НЕ целевой аудитории проекта, которые никогда не станут клиентами.
Результат: Ресурсы потрачены, а целевой аудитории в проект не привлечено.
Вопрос 2: Что дадут эти подписчики?
Реальная ситуация: У проекта 1000 подписчиков, но на мастер-класс записываются 3 человека. Лайки и подписки не оплачивают аренду помещения и не платят зарплату преподавателям.
Результат: Нет понимания, как соцсети влияют на главные бизнес-показатели.
Вопрос 3: Когда я пойму, что цель достигнута и можно остановиться?
Реальная ситуация: 350 подписчиков — это хорошо или плохо? А 400? Неясный критерий приводит к тому, что маркетинг становится бесцельным.
Результат: Невозможно оценить эффективность и принять решение относительно канала распространения коммуникаций с аудиторией (слышит и слушает ли нас тут наша ЦА).
Как должна звучать цель:
«Привлечь в группу ВКонтакте 30 новых подписчиков из числа жителей города присутствия проекта старше 60 лет за 2 недели, чтобы получить не менее 5 заявок на пробное посещение».
Что изменилось: Появился конкретный, измеримый и финансово значимый результат (заявки → будущие клиенты → доход).
Пример 2:
«Чаще проводить мастер-классы, чтобы добиться прироста числа новых клиентов»
В чем проблема: Участник вкладывает все силы в организацию мероприятий, но не получает ожидаемого эффекта.
Вопросы, которые стоит себе задать в этой ситуации
Вопрос 1: «Чаще» — это сколько? И для чего?
Реальная ситуация: Вместо 2 мастер-классов в месяц проект проводим 4. Но если на каждом из них по 2 человека, а себестоимость рассчитана на 10, проект работает в убыток.
Результат: Активность есть, но она не окупается.
Вопрос 2: Эти мастер-классы решают главную задачу?
Реальная ситуация: Проекту нужны долгосрочные клиенты на абонементы, а мастер-классы привлекают только «одноразовых» посетителей. Упор на мастер-классы не приводит к достижению ключевой бизнес-цели.
Результат: Деньги и время тратятся на деятельность, которая не двигает проект к финансовой устойчивости.
Вопрос 3: Какой финансовый результат я хочу получить?
Реальная ситуация: Проведено 10 мастер-классов. Общие затраты (материалы, аренда, реклама) — 30 000 руб. Выручка — 25 000 руб.
Результат: Проект в минусе, но без финансовой цели это можно считать «успешной активностью».
Как должна звучать цель:
«Провести 4 мастер-класса в октябре со средней заполняемостью 80% и средним чеком 1500 руб., чтобы выручка с мероприятий покрыла аренду мастерской (40 000 руб.) и привлекла не менее 3 клиентов на долгосрочный курс».
Что изменилось: Каждое действие теперь имеет четкий измеримый KPI и привязку к финансовому результату проекта.
Важно: Формулируя цели через призму финансовой устойчивости, вы перестаете быть «активным, но бедным» социальным проектом и начинаете становиться устойчивым бизнесом, который стабильно меняет мир к лучшему.
2. Бизнес-цель как задача, а не результат
Пример:
«До 31.12.2025 распространить электронный каталог сумок-компаньонов для колясок в 15 сообществах, магазинах, каналах и получить из каждого не менее двух заказов».
В чем проблема: Формулировка описывает маркетинговую активность (распространение каталога), а не конечный результат. Не совсем понятно, какой финансовый или количественный итог должен быть у проекта (сколько штук продано, какая выручка). Это не позволяет измерить реальный успех проекта.
Почему так получается?
Участники в начале пути к бизнес-целям могут путать действие и итог.
Формулировка «распространить каталог» описывает тактическую задачу — это работа, которую нужно выполнить. В то время как бизнес-цель — это стратегический результат, ради которого вы затеяли всю эту работу. Например, «продать 150 сумок-компаньонов для колясок».
Разберем разницу на примере
Представьте, что вы строите дом. Ваша бизнес-цель — «поселиться в новом доме к 31 декабря». А «разослать коммерческие предложения 10 подрядчикам» — это одна из множества задач. Если вы выполните задачу, но дом не будет построен, бизнес-цель не достигнута.
Итог
Вы фокусируетесь на процессе, а не на результатах.
Создается ложное ощущение успеха: казалось бы, разослали 15 каталогов — и дело сделано! Но что, если из этих 15 каталогов не поступило ни одного заказа?
Текущая формулировка не дает ответа на ключевые вопросы:
Сколько всего рюкзаков планируется продать?
Какую выручку должен принести проект?
Наконец, это приводит к неэффективному распределению ресурсов. Вы можете потратить все силы на рассылку каталогов, в то время как ваша целевая аудитория лучше всего реагирует на видеообзоры или отзывы в тематических сообществах.
Что такое хорошая бизнес-цель?
Сильная бизнес-цель — это не про то, что вы будете делать, а про то, чего вы в итоге достигнете. Она отвечает на вопрос «ЗАЧЕМ?», а не «КАК?».
Фокус на задаче
Цель сформулирована как выполнение маркетинговой активности — «Распространить каталог в 15 сообществах».
Проблема: Успех измеряется фактом выполнения этой задачи (Да/Нет). В такой модели рассылка каталога становится самоцелью.
Фокус на результате
Цель в получении конкретного, измеримого итога для проекта, например: «Продать 150 рюкзаков на сумму 1 млн рублей до 31.12.2025».
Почему работает: Успех измеряется достижением финансового или количественного роста (Да, продано 150 шт. / Нет, продано только 80).
В этой модели рассылка каталога — всего лишь один из возможных тактических шагов для достижения главной стратегической цели.
3. Обширные / размытые сегменты целевой аудитории
Пример 1:
«Досуговый центр для пенсионеров: пенсионеры 65+» — обширный сегмент
В чем проблема: Проблема в том, что вы работаете не с реальными людьми, а со статистическим стереотипом. Группа «пенсионеры 65+» внутри себя невероятно разнородна.
Например, внутри этой группы могут быть такие подсегменты:
Активный пенсионер 68 лет: Хочет заниматься гимнастикой, чтобы оставаться подвижным, ездить в походы и танцевать на свадьбах внуков.
Пенсионерка 72 лет с начальными признаками артрита: Ищет щадящие упражнения, чтобы уменьшить боль в суставах и сохранить возможность самостоятельно ходить в магазин.
Пожилой человек 78 лет после операции на сердце: Нуждается в «реабилитационной гимнастике под медицинским контролем, чтобы восстановить силы и снизить риск повторного приступа».
Вы не сможете создать одно сообщение, которое будет одинаково цеплять всех троих.
Вы попытаетесь объять необъятное, тратя ресурсы на широкий охват, но не попадая ни в одну конкретную цель.
Решение: Выберите один ключевой сегмент.
Например, начните с «активных пенсионеров 65-75 лет, которые хотят сохранить мобильность и качество жизни». Для них можно создать специальную программу «Гимнастика для молодости духа и тела» с акцентом на гибкость, координацию и общеукрепляющие упражнения.
Пример 2:
«Рюкзаки для инвалидных колясок: люди на инвалидных колясках и сопровождающие, дети, подростки, взрослые и их родители и родственники, медицинские работники, педагоги» — размытый сегмент
В чем проблема: Здесь ситуация иная. Вы объединяете в одну группу прямых потребителей, лиц, влияющих на покупку, и сторонних людей. У каждого сегмента — своя роль, мотивация и «боль».
У всех этих групп разные роли и мотивы:
Подросток-колясочник
Мотив — независимость и самовыражение. Для него рюкзак — это атрибут стиля и личного пространства:
«Хочу сам управлять своими вещами, чтобы чувствовать себя взрослым и крутым»
Родитель ребенка-колясочника
Мотив — безопасность, удобство и контроль. Для него рюкзак — это функциональный инструмент, облегчающий уход:
«Хочу, чтобы все необходимое для ребенка было под рукой и надежно закреплено, чтобы я мог меньше нервничать».
Взрослый колясочник
Мотив — мобильность и эффективность. Для него рюкзак — это рабочий инструмент для ежедневных дел:
«Хочу иметь быстрый доступ к ноутбуку, документам и телефону, чтобы быть продуктивным на встречах».
Медработник / Педагог
Это не конечные покупатели. Они могут быть советчиками или распространителями информации. Их мотив — рекомендовать лучшее решение:
«Найти надежного производителя полезных товаров для моих подопечных, чтобы я мог дать качественную рекомендацию и улучшить их качество жизни».
Последствия
1. Размытое УТП
Вы не сможете в одном предложении сказать и про «стильный вид» для подростка, и про «надежное крепление» для родителя, и про «вместимость для документов» для взрослого.
2. Неправильный выбор каналов
Вы будете метаться между молодежными и родительскими форумами, профессиональными сообществами медиков и блогами для людей с инвалидностью. Это приведет к распылению бюджета и сил.
3. Неэффективный контент
Пост, написанный на языке подростков, вызовет недоверие у родителей. Сухое описание технических характеристик для медиков не вызовет эмоций у подростка, ищущего самовыражения.
Как должно быть
Вам нужно приоритизировать и сузить фокус. Выберите один ключевой сегмент, с которого начнете. Учитывая специфику продукта, идеальным кандидатом для старта являются родители детей и подростков-колясочников.
Почему они? Они часто являются инициаторами покупки и спонсорами.
Их боль («неудобно, все теряется, небезопасно») очень остра и практична.
Их мотив («облегчить себе жизнь и дать ребенку больше самостоятельности») — мощная движущая сила.
Сфокусировавшись на них, вы сможете:
Создать четкое УТП, которое бьет в их боль.
Выбрать правильные каналы (тематические сообщества родителей, блоги мам особых детей, рекомендации от реабилитологов).
Говорить на их языке о практической пользе, надежности и спокойствии.
С остальными сегментами тоже можно работать, но они становятся целями для последующих, отдельных маркетинговых кампаний.
4. Фокус на функции, а не на выгоде в УТП
Пример:
«Ребенок своими руками работает с паяльником, делает поделки, изучает электрические схемы»
В чем проблема: Вы продаёте процесс, а родитель «покупает» результат. Вы рассказываете что делает ребенок (функция), но не отвечаете на главный вопрос родителя: «Что МОЕМУ ребенку это даст?» (выгода).
Давайте посмотрим на эту фразу глазами разных участников процесса:
👧 Для ребенка: Звучит как «дополнительные уроки», «скучное занятие». Слова «паяльник», «схемы» могут пугать сложностью.
👩🦰 Для родителя: Видит риски («обожжется!», «это опасно!») и не видит пользы.
Возникает вопрос: «И что с того? Ну сделает какую-то схему, и что дальше?»
Вы заставляете родителей самих додумывать, зачем это нужно. В итоге они либо не видят ценности, либо видят только риски.
Что нужно сделать?
Нужно перевести функции в выгоды, которые отвечают на реальные «боли» и желания родителей.
Функция (Что мы делаем);Выгода для родителя (Что вы получите)
«Работает с паяльником»;→ «Развивает аккуратность, внимательность и понимание техники безопасности»
«Изучает электрические схемы»;→ «Прокачивает логическое и пространственное мышление, получает фундамент для будущей профессии в IT и инженерии»
«Делает поделки своими руками»;→ «Получает реальный результат и мощную уверенность в себе, отрывается от экрана»
«От инженерной мысли к уверенности в себе: превращаем интерес в гаджеты в реальные навыки и успехи вашего ребенка».
Как это работает:
Снимает страхи: Акцент на безопасности и педагогическом подходе.
Отвечает на выгоды: Родитель сразу видит — это про развитие мышления, профориентацию и уверенность.
Создает эмоцию: Родитель представляет не процесс пайки, а сияющие глаза своего ребенка, который САМ что-то создал и поверил в свои силы.
Лучшие практики из работ участников
1. Глубокое погружение в эмоции
Пример: «Для мамы Екатерины (30 лет) из Барнаула выбор радиокружка — это не просто "куда отдать ребенка". Когда её сын Данил проявляет интерес к работе с мелкими деталями и хочет научиться делать поделки, она чувствует гордость за его мужские качества и хочет избежать чувства, что "обделила" сына возможностью развиваться в том, что ему действительно нравится. Поэтому она ищет не просто кружок, а место, где сын сможет работать руками и приносить домой реальные результаты своего труда — собранные своими руками радио-поделки».
Что хорошо: Участник не остановился на поверхностном описании («мама хочет занять ребенка»), а докопался до настоящих, глубинных мотивов. Он понял, что выбор кружка — это не просто логическое решение, а эмоционально заряженный процесс, где смешиваются:
Какие чувства испытывает клиент ДО обращения ко мне? (Разочарование, тревога, усталость)
Какие чувства он хочет испытать ПОСЛЕ? (Гордость, спокойствие, радость)
Чего он боится? (Что зря потратит деньги, что ребенку будет неинтересно)
Опишите «идеальный день» клиента после получения результата
Не «он научился паять», а: «Вечером за ужином он с горящими глазами рассказывает папе, как собрал настоящий фонарик, а вы с мужем с гордостью смотрите на него и думаете: Какой у нас растет умелец!»
Используйте эти инсайты в коммуникации
В текстах на сайте
В общении с клиентами
В описании услуг
Примеры перевода функций в эмоции:
Вместо: «Проводим творческие мастер-классы» Лучше: «Даем возможность почувствовать себя художником и создать шедевр своими руками за один вечер»
Вместо: «Предоставляем услуги сиделки» Лучше: «Даем вам спокойствие и уверенность, что ваш близкий человек в надежных руках»
Важно: Люди принимают решения на эмоциях, а затем обосновывают их логикой. Глубокое понимание эмоций клиента — это ваш ключ к сердцу и кошельку вашей целевой аудитории.
2. Выявление конкретных болей через призму альтернатив
Пример: «В большинстве кружков по робототехнике дети собирают роботов из конструктора и разбирают его после занятия — уходят домой только с новыми знаниями в голове. А в нашем радиокружке за 4-6 занятий каждый ребенок создает работающую радио-поделку (радиоприемник, мигающий светодиод и тд), которую забирает с собой, показывает родителям и друзьям, и продолжает использовать дома»
Что хорошо: Участник не просто перечислил абстрактные преимущества своего проекта, а провел сравнительный анализ и нашел конкретный, измеримый параметр, по которому его предложение выигрывает у альтернатив. Это не "у нас хорошо", а "у них есть проблема X, а у нас ее решения".
Почему это работает эффективнее:
Обычная формулировка: "У нас интересные занятия"
Сильная формулировка: "В отличие от других кружков, где дети ничего не приносят домой, у нас каждый ребенок создает работающие устройства, которые забирает с собой"
Участник нашел болевую точку существующих решений:
Конкуренты: знания без материального результата
Его проект: знания + осязаемый результат (поделки, которые можно потрогать, показать, подарить)
Важно: Сильное позиционирование рождается не из пустых заявлений о собственном превосходстве, а из честного анализа слабых мест альтернатив и предложения конкретных решений этих проблем.
3. Глубокое понимание JTBD
Пример:
«Колясочник и сопровождающий хотят иметь надежный рюкзак чтобы удобно и надежно хранить вещи, иметь к ним быстрый и безопасный доступ»
Почему это работает: Это понимание позволяет создавать контент, который бьёт точно в боль и желания клиента, а не просто рассказывает о характеристиках рюкзака.
4. Детализированный портрет проблемы
Пример:
«рюкзаки не держат форму и низко висят», «тяжело доставать вещи», «плотное прилегание к спинке»
Почему это работает: Детализация — готовый материал для сторителлинга и УТП. Она делает продукт не абстрактным, а решением конкретных, ежедневных неудобств.
Рекомендации. Как избежать ошибок
Начинайте с денег
Прежде чем ставить маркетинговые цели, спросите: «Какую бизнес-цель в рублях (или в количестве клиентов) я преследую?»
Перепроверьте цели
— соответствуют ли они критерию SMART и привязаны ли к конкретным цифрам и к финансам?
«Оживите» портрет ЦА
— добавьте цитаты, боли, страхи, мечты, триггеры и пройдите “клиентский путь” к покупке вашего товара/услуги, так вы лучше поймете свою ЦА
Чек-лист: «Проверка качества анализа ЦА и УТП»
Поставьте галочку, если можете уверенно ответить «ДА»
Конкретика
Я могу назвать имя, возраст и основную боль моего приоритетного клиента
Глубина
Я понимаю, какие эмоции и социальные последствия он хочет получить/избежать
Альтернативы
Я знаю, чем мой клиент пользуется сейчас и почему его это не устраивает
Фокус
Все разделы моей работы говорят об одном и том же сегменте
Выгода
Моё УТП объясняет клиенту не «что я делаю», а «какую проблему я решу для тебя»
Финансы
Моя главная бизнес-цель измерима в деньгах или количестве клиентов
Все участники, выполнившие задания — показали хорошее погружение в тему.
Главный вывод — перестать говорить с «аудиторией» и начать разговор с человеком, чьи проблемы вы решаете. Это основа для эффективного маркетинга в следующих модулях.