Способ 1: «Разговоры в очереди»
Самый простой и эффективный метод — поговорить с людьми там, где они естественным образом собираются.
Создательница инклюзивного детского сада в Чебоксарах начинала именно так. Людмила неделю проводила в очередях к детскому врачу и разговаривала с мамами: «А как вы думаете, стали бы обычные дети дружить с особенными?»
Оказалось, что большинство родителей не против инклюзии, но боятся, что их ребёнок «не справится» с общением. Эта информация помогла Людмиле понять: проблема не в нежелании инклюзии, а в страхах. Поэтому она сделала акцент на подготовку обычных детей к общению с особенными.
Способ 2: «Сначала продай, потом создавай»
Юрий из Курска хотел запустить центр реабилитации, но не был уверен в спросе. Вместо аренды помещения он разместил объявление: «Набираем группу на занятия аквареабилитацией. Первые 10 человек — скидка 50%».
За неделю позвонило 23 человека, 15 внесли предоплату. Только после этого Юрий начал искать бассейн и нанимать тренеров.
Способ 3: «Начни с себя»
Иногда лучший способ проверить гипотезу — самому стать клиентом.
Основатели центра в Петербурге, где работают взрослые люди с ментальными особенностями, сначала месяц покупали только у инклюзивных мастерских — чашки, мыло, сувениры. Выяснили, что найти такие товары очень сложно, а качество непредсказуемо. Эти инсайты помогли создать платформу, которая решает обе проблемы: облегчает поиск и гарантирует качество.
Способ 4: «Партнёрство с госструктурами»
Многие соцпредприниматели начинают с бесплатных проектов для администрации, школ, больниц. Это помогает проверить востребованность услуги, получить обратную связь от профессионалов, наработать репутацию для платных клиентов.
Основатели центра в Петербурге начали с бесплатных мастер-классов в интернатах, а потом запустили платные корпоративные тренинги. Государственные партнёры стали источником рекомендаций для коммерческих клиентов.