Модуль 5
Проверка знаний
Кейс: Центр адаптации для особых детей
Описание ситуации
Елена работала дефектологом в государственном детском саду в Волгограде. Она заметила, что родители особых детей постоянно сталкиваются с проблемой: после специализированного детского сада дети не готовы к обычной школе, а альтернатив почти нет.

У Елены появилась идея создать центр, который готовит особых детей 5-7 лет к поступлению в обычную школу. Она считает, что «всем родителям нужна инклюзивная подготовка к школе», и планирует:
  • Создать универсальную программу для всех особых детей.
  • Позиционироваться как «лучший центр подготовки к школе».
  • Конкурировать с другими частными детскими центрами по качеству услуг.
  • Работать со всеми, кто готов платить за подготовку к школе.

После изучения принципов позиционирования Елена решила более глубоко проанализировать путь своих потенциальных клиентов.
Модуль 5
Тест по материалам модуля
На основе описанной информации в кейсе и материалов модуля выберите 1 правильный вариант ответа в каждом вопросе
Начать тестирование
Вопрос 1
Какая главная проблема в первоначальном подходе Елены к позиционированию?
Правильный ответ: B
Пояснение: Елена сравнивает себя только с другими детскими центрами, но родители особых детей выбирают не между центрами подготовки, а между способами решения проблемы: домашнее обучение, государственные коррекционные школы, онлайн-курсы, работа с частными специалистами, попытки справиться самостоятельно. Нужно анализировать все альтернативы.
Правильно!
Елена сравнивает себя только с другими детскими центрами, но родители особых детей выбирают не между центрами подготовки, а между способами решения проблемы: домашнее обучение, государственные коррекционные школы, онлайн-курсы, работа с частными специалистами, попытки справиться самостоятельно. Нужно анализировать все альтернативы.
Правильный ответ: B
Пояснение: Елена сравнивает себя только с другими детскими центрами, но родители особых детей выбирают не между центрами подготовки, а между способами решения проблемы: домашнее обучение, государственные коррекционные школы, онлайн-курсы, работа с частными специалистами, попытки справиться самостоятельно. Нужно анализировать все альтернативы.
Правильный ответ: B
Пояснение: Елена сравнивает себя только с другими детскими центрами, но родители особых детей выбирают не между центрами подготовки, а между способами решения проблемы: домашнее обучение, государственные коррекционные школы, онлайн-курсы, работа с частными специалистами, попытки справиться самостоятельно. Нужно анализировать все альтернативы.
Далее
Проверить
Узнать результат
Вопрос 2
Елена построила карту пути клиента – мамы особого ребёнка. Один из самых частых барьеров – страх отсутствия социализации: родители боятся, что ребёнка обидят, что он не впишется в коллектив из-за нестандартного поведения. На каком этапе чаще всего возникает самый сильный эмоциональный барьер?
Правильный ответ: C
Пояснение: Родители особых детей испытывают огромную ответственность за будущее ребёнка. На этапе сравнения вариантов возникает парализующий страх: «А что, если я выберу неправильно и наврежу своему ребёнку?» Этот страх часто останавливает родителей даже при наличии финансовых возможностей.
Правильный ответ: C
Пояснение: Родители особых детей испытывают огромную ответственность за будущее ребёнка. На этапе сравнения вариантов возникает парализующий страх: «А что, если я выберу неправильно и наврежу своему ребёнку?» Этот страх часто останавливает родителей даже при наличии финансовых возможностей.
Правильно!
Родители особых детей испытывают огромную ответственность за будущее ребёнка. На этапе сравнения вариантов возникает парализующий страх: «А что, если я выберу неправильно и наврежу своему ребёнку?» Этот страх часто останавливает родителей даже при наличии финансовых возможностей.
Правильный ответ: C
Пояснение: Родители особых детей испытывают огромную ответственность за будущее ребёнка. На этапе сравнения вариантов возникает парализующий страх: «А что, если я выберу неправильно и наврежу своему ребёнку?» Этот страх часто останавливает родителей даже при наличии финансовых возможностей.
Далее
Проверить
Узнать результат
Вопрос 3
Анализируя разрывы в опыте клиентов, Елена выявила следующие проблемы на разных этапах. Какой разрыв даёт наибольшую возможность для уникального позиционирования?
Правильный ответ: C
Пояснение: Функциональный разрыв «от диагностики до зачисления» представляет наибольшую возможность, потому что закрывает весь путь клиента комплексно. Родители вынуждены собирать решение из кусочков: отдельно диагностика, отдельно подготовка, отдельно переговоры со школой. Комплексное решение создаёт высокую ценность.
Правильный ответ: C
Пояснение: Функциональный разрыв «от диагностики до зачисления» представляет наибольшую возможность, потому что закрывает весь путь клиента комплексно. Родители вынуждены собирать решение из кусочков: отдельно диагностика, отдельно подготовка, отдельно переговоры со школой. Комплексное решение создаёт высокую ценность.
Правильно!
Функциональный разрыв «от диагностики до зачисления» представляет наибольшую возможность, потому что закрывает весь путь клиента комплексно. Родители вынуждены собирать решение из кусочков: отдельно диагностика, отдельно подготовка, отдельно переговоры со школой. Комплексное решение создаёт высокую ценность.
Правильный ответ: C
Пояснение: Функциональный разрыв «от диагностики до зачисления» представляет наибольшую возможность, потому что закрывает весь путь клиента комплексно. Родители вынуждены собирать решение из кусочков: отдельно диагностика, отдельно подготовка, отдельно переговоры со школой. Комплексное решение создаёт высокую ценность.
Далее
Проверить
Узнать результат
Вопрос 4
Елена проанализировала все альтернативы, с которыми конкурирует её центр. Какой список наиболее полно отражает реальную конкуренцию?
Правильный ответ: C
Пояснение: Родители особых детей рассматривают весь спектр альтернатив, включая «ничего не делать» и «справимся сами». Важно понимать, что конкуренция идёт не только с коммерческими предложениями, но и с бесплатными государственными решениями, самостоятельными попытками и даже с бездействием.
Правильный ответ: C
Пояснение: Родители особых детей рассматривают весь спектр альтернатив, включая «ничего не делать» и «справимся сами». Важно понимать, что конкуренция идёт не только с коммерческими предложениями, но и с бесплатными государственными решениями, самостоятельными попытками и даже с бездействием.
Правильно!
Родители особых детей рассматривают весь спектр альтернатив, включая «ничего не делать» и «справимся сами». Важно понимать, что конкуренция идёт не только с коммерческими предложениями, но и с бесплатными государственными решениями, самостоятельными попытками и даже с бездействием.
Правильный ответ: C
Пояснение: Родители особых детей рассматривают весь спектр альтернатив, включая «ничего не делать» и «справимся сами». Важно понимать, что конкуренция идёт не только с коммерческими предложениями, но и с бесплатными государственными решениями, самостоятельными попытками и даже с бездействием.
Далее
Проверить
Узнать результат
Вопрос 5
На основе анализа альтернатив Елена составила матрицу сравнения по критериям, важным для родителей. Какое позиционирование будет наиболее сильным?
Правильный ответ: C
Пояснение: Сильное позиционирование содержит три элемента: КТО (особые дети), СИТУАЦИЯ (поступление в обычную школу за год), ЗАЧЕМ (гарантия + поддержка семьи). Это закрывает главные страхи родителей: неопределённость результата и ощущение одиночества в процессе.
Правильный ответ: C
Пояснение: Сильное позиционирование содержит три элемента: КТО (особые дети), СИТУАЦИЯ (поступление в обычную школу за год), ЗАЧЕМ (гарантия + поддержка семьи). Это закрывает главные страхи родителей: неопределённость результата и ощущение одиночества в процессе.
Правильно!
Сильное позиционирование содержит три элемента: КТО (особые дети), СИТУАЦИЯ (поступление в обычную школу за год), ЗАЧЕМ (гарантия + поддержка семьи). Это закрывает главные страхи родителей: неопределённость результата и ощущение одиночества в процессе.
Правильный ответ: C
Пояснение: Сильное позиционирование содержит три элемента: КТО (особые дети), СИТУАЦИЯ (поступление в обычную школу за год), ЗАЧЕМ (гарантия + поддержка семьи). Это закрывает главные страхи родителей: неопределённость результата и ощущение одиночества в процессе.
Далее
Проверить
Узнать результат
Вопрос 6
Елена решила проверить свое позиционирование с родителями, которые участвовали в её интервью ранее. Какая реакция указывает на успешное позиционирование?
Правильный ответ: C
Пояснение: Сильное позиционирование вызывает эмоциональную реакцию «это именно то, что мне нужно!» Если люди говорят «подходит многим» — позиционирование слишком размытое. Если «как другие» — не уникальное. Реакция «когда можно записаться?» показывает, что вы попали в болевую точку.
Правильный ответ: C
Пояснение: Сильное позиционирование вызывает эмоциональную реакцию «это именно то, что мне нужно!» Если люди говорят «подходит многим» — позиционирование слишком размытое. Если «как другие» — не уникальное. Реакция «когда можно записаться?» показывает, что вы попали в болевую точку.
Правильно!
Сильное позиционирование вызывает эмоциональную реакцию «это именно то, что мне нужно!» Если люди говорят «подходит многим» — позиционирование слишком размытое. Если «как другие» — не уникальное. Реакция «когда можно записаться?» показывает, что вы попали в болевую точку.
Правильный ответ: C
Пояснение: Сильное позиционирование вызывает эмоциональную реакцию «это именно то, что мне нужно!» Если люди говорят «подходит многим» — позиционирование слишком размытое. Если «как другие» — не уникальное. Реакция «когда можно записаться?» показывает, что вы попали в болевую точку.
Далее
Проверить
Узнать результат
Вопрос 7
При формулировании позиционирования Елена допустила ошибку. Какая из формулировок содержит типичную ошибку позиционирования?
Правильный ответ: B
Пояснение: Формулировка B содержит типичные ошибки: фокус на себе («мы лучший центр»), общие слова («современные методики», «индивидуальный подход»), нет конкретной аудитории и ситуации. Остальные варианты чётко определяют КТО, ЧТО и ЗАЧЕМ.
Правильно!
Формулировка B содержит типичные ошибки: фокус на себе («мы лучший центр»), общие слова («современные методики», «индивидуальный подход»), нет конкретной аудитории и ситуации. Остальные варианты чётко определяют КТО, ЧТО и ЗАЧЕМ.
Правильный ответ: B
Пояснение: Формулировка B содержит типичные ошибки: фокус на себе («мы лучший центр»), общие слова («современные методики», «индивидуальный подход»), нет конкретной аудитории и ситуации. Остальные варианты чётко определяют КТО, ЧТО и ЗАЧЕМ.
Правильный ответ: B
Пояснение: Формулировка B содержит типичные ошибки: фокус на себе («мы лучший центр»), общие слова («современные методики», «индивидуальный подход»), нет конкретной аудитории и ситуации. Остальные варианты чётко определяют КТО, ЧТО и ЗАЧЕМ.
Далее
Проверить
Узнать результат
Вопрос 8
Елена рассматривает экосистемное позиционирование. Учитывая, что она только начинает проект, какой совет будет правильным?
Правильный ответ: B
Пояснение: Экосистемное позиционирование — это продвинутый уровень для зрелых проектов. Елене нужно сначала занять устойчивую позицию в узкой нише (подготовка особых детей к школе), найти своё отличие от конкурентов, получить первых клиентов и отзывы, а потом расширять экосистему. Попытка сразу охватить всё приведёт к распылению ресурсов.
Правильно!
Экосистемное позиционирование — это продвинутый уровень для зрелых проектов. Елене нужно сначала занять устойчивую позицию в узкой нише (подготовка особых детей к школе), найти своё отличие от конкурентов, получить первых клиентов и отзывы, а потом расширять экосистему. Попытка сразу охватить всё приведёт к распылению ресурсов.
Правильный ответ: B
Пояснение: Экосистемное позиционирование — это продвинутый уровень для зрелых проектов. Елене нужно сначала занять устойчивую позицию в узкой нише (подготовка особых детей к школе), найти своё отличие от конкурентов, получить первых клиентов и отзывы, а потом расширять экосистему. Попытка сразу охватить всё приведёт к распылению ресурсов.
Правильный ответ: B
Пояснение: Экосистемное позиционирование — это продвинутый уровень для зрелых проектов. Елене нужно сначала занять устойчивую позицию в узкой нише (подготовка особых детей к школе), найти своё отличие от конкурентов, получить первых клиентов и отзывы, а потом расширять экосистему. Попытка сразу охватить всё приведёт к распылению ресурсов.
Далее
Проверить
Узнать результат
Вопрос 9
Учитывая региональную специфику (Волгоград — крупный город), какая стратегия проверки позиционирования будет наиболее эффективной?
Правильный ответ: C
Пояснение: Для проверки позиционирования важна обратная связь от реальных представителей целевой аудитории, с которыми уже установлен контакт. Это даёт честную обратную связь без желания «понравиться незнакомцу». Коллеги-специалисты могут не понимать мотивации родителей.
Правильный ответ: C
Пояснение: Для проверки позиционирования важна обратная связь от реальных представителей целевой аудитории, с которыми уже установлен контакт. Это даёт честную обратную связь без желания «понравиться незнакомцу». Коллеги-специалисты могут не понимать мотивации родителей.
Правильно!
Для проверки позиционирования важна обратная связь от реальных представителей целевой аудитории, с которыми уже установлен контакт. Это даёт честную обратную связь без желания «понравиться незнакомцу». Коллеги-специалисты могут не понимать мотивации родителей.
Правильный ответ: C
Пояснение: Для проверки позиционирования важна обратная связь от реальных представителей целевой аудитории, с которыми уже установлен контакт. Это даёт честную обратную связь без желания «понравиться незнакомцу». Коллеги-специалисты могут не понимать мотивации родителей.
Далее
Проверить
Узнать результат
Вопрос 10
Через год работы Елена хочет эволюционировать своё позиционирование. Какой путь развития наиболее логичен?
Правильный ответ: B
Пояснение: Логичная эволюция позиционирования расширяет решение для той же аудитории (особые семьи), но охватывает больше этапов их пути. Это естественное развитие экспертизы и углубление отношений с клиентами. Смена аудитории (все дети, одарённые) требует новых компетенций.
Правильно!
Логичная эволюция позиционирования расширяет решение для той же аудитории (особые семьи), но охватывает больше этапов их пути. Это естественное развитие экспертизы и углубление отношений с клиентами. Смена аудитории (все дети, одарённые) требует новых компетенций.
Правильный ответ: B
Пояснение: Логичная эволюция позиционирования расширяет решение для той же аудитории (особые семьи), но охватывает больше этапов их пути. Это естественное развитие экспертизы и углубление отношений с клиентами. Смена аудитории (все дети, одарённые) требует новых компетенций.
Правильный ответ: B
Пояснение: Логичная эволюция позиционирования расширяет решение для той же аудитории (особые семьи), но охватывает больше этапов их пути. Это естественное развитие экспертизы и углубление отношений с клиентами. Смена аудитории (все дети, одарённые) требует новых компетенций.
Далее
Проверить
Узнать результат
Рекомендуем вернуться к материалам модуля для повторного изучения и задать вопросы организаторам
Итоговые выводы из кейса

  1. Анализируйте все альтернативы, а не только прямых конкурентов — клиенты выбирают между способами решения проблемы, включая «ничего не делать»
  2. Карта пути клиента выявляет эмоциональные барьеры — часто они важнее функциональных препятствий
  3. Разрывы в опыте — это возможности для позиционирования — ищите то, что никто не закрывает комплексно
  4. Сильное позиционирование содержит КТО, СИТУАЦИЮ и ЗАЧЕМ — избегайте общих фраз про «качество» и «опыт»
  5. Проверяйте позиционирование на реальных клиентах — реакция «это про меня!» важнее логической правильности
  6. Экосистемное позиционирование — для зрелых проектов — сначала станьте лидером в нише
  7. Позиционирование должно эволюционировать — от узкой ниши к расширению решения для той же аудитории
  8. Эмоции важнее логики — позиционирование должно резонировать с чувствами, а не только с разумом (подтверждено нобелевскими премиями Канемана и Талера за поведенческую экономику — люди принимают решения под влиянием эмоций и когнитивных искажений, а не рационально).
Попробовать еще раз
Отличный результат!
Итоговые выводы из кейса

  1. Анализируйте все альтернативы, а не только прямых конкурентов — клиенты выбирают между способами решения проблемы, включая «ничего не делать»
  2. Карта пути клиента выявляет эмоциональные барьеры — часто они важнее функциональных препятствий
  3. Разрывы в опыте — это возможности для позиционирования — ищите то, что никто не закрывает комплексно
  4. Сильное позиционирование содержит КТО, СИТУАЦИЮ и ЗАЧЕМ — избегайте общих фраз про «качество» и «опыт»
  5. Проверяйте позиционирование на реальных клиентах — реакция «это про меня!» важнее логической правильности
  6. Экосистемное позиционирование — для зрелых проектов — сначала станьте лидером в нише
  7. Позиционирование должно эволюционировать — от узкой ниши к расширению решения для той же аудитории
  8. Эмоции важнее логики — позиционирование должно резонировать с чувствами, а не только с разумом (подтверждено нобелевскими премиями Канемана и Талера за поведенческую экономику — люди принимают решения под влиянием эмоций и когнитивных искажений, а не рационально).
Попробовать еще раз